| Национальный музей (Nationalmuseum)
Музейная площадь сравнительно мала, но — верьте
или нет — это крупнейший художественный музей в Швеции, с десятками
тысяч экспонатов в каталоге. В облике здания нетрудно угадать черты
итальянского ренессанса; история коллекции уходит в бесприютный XVI
век, когда Густав Васа начал собирать картины и статуи в Грипсхольмском
замке. Основатель первой королевской династии пытался быть на равных с
прочими монаршими семьями Европы и спешно залатывал пробелы на
культурном фронте. Придворных архитекторов и художников Васа выписывал
из Германии и Голландии. Итальянскую часть коллекции увезла с собой в
Рим, отрекшись от престола, королева-просветительница Кристина, а когда
в 1697 году дотла сгорел замок Тре- Крунур, большая часть собрания
оказалась утрачена. Однако после Тридцатилетней войны в дикое
королевство попало такое количество трофеев — предметов искусства из
Европы, что шведы волей-неволей прониклись.
Королева Хедвиг Элеонора любила под настроение построить дворец-другой:
при ней возникли Дроттнингхольм, Стрёмсхольм, Ульриксдаль, требовавшие
адекватной начинки. Основообразующие вливания в коллекцию датируются
XVIII веком: в 1740-х годах шведский посол в Париже Карл Густав Тессин
скупал французов-современников, потом король-собиратель Густав III (от
которого короне достался античный музей) завещал Швеции свое собрание.
Тут уж — ничего не попишешь — пришлось создавать Королевский музей; это
случилось в 1792 году, а в 1866-м был открыт нынешний дворец — уже как
Музей художественный. На втором этаже — постоянная выставка, приношение
шведской священной корове: все о дизайне. С 1930-х годов рассказ
становится предельно подробным. Предшественники IKEA. Предшественники
предшественников — отдельная постоянная экспозиция «Дизайн в Швеции:
1500-1740», хитро продающая коллекцию прикладного искусства. Маршрут по
картинной галерее прост: от наследства Густава Васы, Ренессанса XVI
века, через фламандцев (во главе угла — Рубенс), мимо стариков и старух
Рембрандта, по Ноеву ковчегу из испанцев и итальянцев, где выделяются
«Апостолы Петр и Павел» Эль Греко, cквозь обширное собрание французов
XVIII века — к неизбежным импрессионистам. Изюминка музея —
скандинавская живопись XVIII — начала XX века.
Суровые фрескообразные пейзажи норвежца Педера
Бальке. Жанровые работы родственника Клодтов финна Ээро Ярнефельта — на
память об утраченных провинциях. «Портрет полярного исследователя
Нурденшёльда» Георга фон Розена (корабль застрял во льдах, а полярник
стоит на льдине, недвусмысленно вцепившись в бутылку) — в
педагогических целях. В шведских залах — череда умиротворяющих пейзажей
принца Евгения, охотничьи сценки Бруно Лилльефорса, жанровые работы
Андерса Цорна и насыщенные цветом панорамные пейзажи Эушена Янссона.
Под самой крышей обнаруживается экспозиция почитаемого в Швеции
скульптора Йохана Тобиаса Сергеля (вторая половина XVIII — начало XIX
века).
| |