| Стурчюркан (Storkyrkan)
Кафедральный собор Стокгольма с 1942 года.
Количество случающихся концертов духовной и светской музыки едва ли не
превосходит количество месс. В дни гей-прайда в Стурчюркан пахнет, как
в парфюмерном магазине: идет подчеркнуто светская радужная месса. В
декабре тут держит речь очередной обладатель Нобелевской премии мира.
Национальных героев уровня Астрид Линдгрен отпевают здесь же. Может
показаться, что для кафедрального собора Стурчюркан слишком скромен,
однако стокгольмцы в особой набожности не замечены и, похоже, вполне
удовлетворены тем, что монархам есть где венчаться и короноваться.
Венчание Карла XVI Густава и Сильвии в июне 1976 года, разумеется,
случилось именно в Стурчюркан — на том же месте, где Карл XII водрузил
сам себе на голову монаршую корону. В ложах перед серебряным алтарем
середины XVII века имеют право сидеть только члены королевской семьи.
Собор, посвященный покровителю моряков святому Николаю, освятили в 1306
году, но достраивали и реконструировали вплоть до 1730-х, когда
готический храм приобрел барочные черты.
В XX веке городские власти очистили краснокирпичные стены от штукатурки
— при входе тут же обнажилась кладка XVIII века. Благодаря Густаву
Васе, железной рукой боровшемуся с католическим наследием, большая
часть раннего убранства Стурчюркан утрачена. Из того, что чудом
сохранилось, не пропустите дубовую скульптуру святого Георгия со змием
в северо-восточном приделе. Мастер Бернт Нотке из Любека вырезал ее в
ознаменование победы шведского правителя Стена Стуре Старшего над
датчанами в битве при Брункеберге (1471), предрекшей конец Кальмарской
унии с Данией. Себя заказчик Стуре, разумеется, ассоциировал с Георгием
(которому Стуре молился перед походом), гадину — с соседкой Данией; в
образе спасаемой принцессы по-семейному застыла жена Стена Стуре
Ингеборг. По требованию Стуре скульптуру сделали разборной: 10 октября,
в день победы, Георгия снимали с лошади и торжественно проносили по
улицам.
Рядом со скульптурой — полотно Давида Клёкера фон Эренстраля
«Страшный суд» (1696), висевшее в часовне замка Тре-Крунур и спасенное
во время пожара (вместе с Эренстралевым же «Распятием», висящим сегодня
в южном приделе Стурчюркан). Главное по исторической ценности и
старейшее в Швеции полотно можно видеть справа от входа.
«Vädersolstavlan» работы неизвестного художника запечатлело так
называемое «Стокгольмское чудо», без пяти минут НЛО, обнаружившееся в
небе 20 апреля 1535 года. Шесть концентрических колец, расходящиеся на
полотне вокруг солнца, лучше всего видны в пасмурный день, когда из
соседних окон не бьет свет (или — на копии-списке, хранящейся в
полумраке Средневекового музея). На картине можно разглядеть кирпичные
башни и трубы Тре-Крунур, а также сохранившуюся башню Биргера Ярла,
башню Васы и не уцелевший монастырь на острове Серых Братьев
(сегодняшний Риддархольмен).
| |