Музейная
площадь сравнительно мала, но — верьте или нет — это крупнейший
художественный музей в Швеции, с десятками тысяч экспонатов в каталоге.
В облике здания нетрудно угадать черты итальянского ренессанса; история
коллекции уходит в бесприютный XVI век, когда Густав Васа начал
собирать картины и статуи в Грипсхольмском замке. Основатель первой
королевской династии пытался быть на равных с прочими монаршими семьями
Европы и спешно залатывал пробелы на культурном фронте. Придворных
архитекторов Васа выписывал из Германии и Голландии.
Сын
Оскара II и Софии принц Евгений во время учебы в Уппсальском
университете в 1880-м решил стать художником: отправился в Париж и
сделался одним из самых активных членов шведской колонии на Монмартре,
в которую кроме него входили, например, Андерс Цорн и Пер Хассельберг.
После смерти принца в 1947 году его коллекция (преимущественно шведское
искусство конца XIX — начала XX века) оказалась крупнейшим частным
собранием в Швеции. Эксцентричная скульптура Лисс Эрикссон “Paret” у
входа в дом оттеняет работы Огюста Родена и Карла Миллеса.
Лучший
скандинавский музей в своей области можно использовать как учебник по
истории современного искусства. Несмотря на архитектурную неудачу
испанца Рафаэля Монео (не прошло и пяти лет, как музей пришлось
закрывать на реконструкцию), стокгольмцы Moderna обожают — не в
последнюю очередь потому, что постоянная экспозиция и большинство
сменных выставок бесплатные, к тому же здесь исключительно удобные часы
работы. Постоянная экспозиция построена по принципу убывания времени:
«Сейчас», затем «Будущее» (1940-1970-е) и «Новое время» (1900-1940-е).
Тильская
галерея (Thielska Galleriet) названна по имени своего создателя банкира
Тиля. Эрнест Тиль(Thiel )родился в 1859 году в городе Норчёпинге. Его
отец был из купеческого сословия, мастер текстильного производства. Он
был приглашен в Швецию из Бельгии для работы на Норчёпинской
текстильной мануфактуре. Вероятно, разнообразие тканевых узоров
воспринятое в детском возрасте способствовало интересу к цвету,
фактуре, изображению. Ведь отцы известных русских меценатов, Щукина,
Мамонтова, Третьякова (современников Тиля) тоже были
купцами-текстильщиками.
Самый
популярный в Швеции - музей “Васы”. Еще бы - ведь в основе его
экспозиции - единственный корабль XVII века, сохранившийся целиком. 16
января 1625 года воинственный король Густав II Адольф, которого
современники прозвали “Северным Львом” подписал с мастером Хенриком
Хибертсоном контракт на строительство корабля. Через год на набережной
Ниброкайен в центре города возвели верфи. Было спилено более тысячи
дубов. В работе участвовало четыреста человек. Но вскоре Хибертсон
умер, и руководство перешло к Хейну Якобсону. Три года трудились
мастера.
Северный
Музей посвящен истории культуры и этнографии Швеции, начиная с Позднего
Средневековья до наших дней. Музей был основан в конце 19 века Артуром
Хазелиусом (1833-1901), который также создал музей под открытым небом
Скансен 11 октября 1891 года. Постройка музея началась в 1888 году.
Изначально музей назвался «Скандинавская Этнографическая Коллекция», а
с 1880 года «Северный Музей». Для музея Хазелиус приобретал мебелью
одежду и игрушки со всей Швеции и других северных стран. В особенности
его интересовала деревенская культура.
В
1810 году на острове Юргорден, ранее являвшемся владением шведской
короны, торговец Джон Бургман построил летний павильон с красивым видом
на город, там же им был разбит великолепный сад. Имение Бургмана
получило название «Скансен» поскольку рядом была небольшая крепостица
(по шведски skans — крепость), где принцы королевской фамилии обучались
военному мастерству. В 1891 году Артур Хазелиус, директор и основатель
Музея Северных стран, приобретает имение «Скансен». Тогда он пишет:
«…туда была перенесена палатка, с целью заложить музей не имеющий
аналогов.
Заведение
довольно старомодное, но, безусловно, полезное для тех, кто желает
разобраться в лоскутном одеяле стокгольмской истории. Стартовая точка —
1252 год, к которому относится первое упоминание Стокгольма в
летописях. На хоругвях святой Георгий-Йоран успешно поражает змия,
смахивающего на гибрид лошади с крокодилом. С 1270-го (когда на
Риддархольмене возник первый монастырь) на стендах мелькают картинки из
жизни серых братьев. К чести музея, дело обходится не королями едиными:
о том, что в Норрмальме была пушечная фабрика, в Эстермальме плели
канаты для флота.