| Музей современного искусства (Moderna museet)
Лучший скандинавский музей в своей области можно
использовать как учебник по истории современного искусства. Несмотря на
архитектурную неудачу испанца Рафаэля Монео (не прошло и пяти лет, как
музей пришлось закрывать на реконструкцию), стокгольмцы Moderna обожают
— не в последнюю очередь потому, что постоянная экспозиция и
большинство сменных выставок бесплатные, к тому же здесь исключительно
удобные часы работы. Постоянная экспозиция построена по принципу
убывания времени: «Сейчас», затем «Будущее» (1940-1970-е) и «Новое
время» (1900-1940-е). Принцип убедителен, начинка — как на подбор.
Диспропорциональные скульптуры Альберто Джакометти, «Деревянная лошадка
№10а» Джексона Поллака; немногословные Ив Кляйн, Роберт Раушенберг, Рой
Лихтенштейн — в ассортименте. Из old gold — «Chelsea Girls» Энди
Уорхола и больничная палата-тюрьма Эдварда Кинхольца. Огромная
аппликация «Аполлон» позднего Матисcа (1953), скульптуры Пикассо — и
«Загадка Вильгельма Телля» Дали. Телль награжден лицом Ленина и
деформированной кепкой. Впереди — бородатая Джоконда Марселя Дюшана и
аскетичные конструкции любимца музея Родченко. Принцип организации
пространства — East meets West: модели Родченко и Дюшана сойдутся друг
с другом в конце зала, а татлинская башня склонится перед дадаистскими
конструкциями — очень шведская примиренческая позиция.
Кандинский, Мунк, Кокошка, Модильяни cмотрятся в квадратные окна Монео
— в окнах аппетитные виды Юргордена. Музейный магазин под изогнутыми
белыми лампами и ресторан с выдающейся панорамой Страндвэген — повод
для отдельной экскурсии. В свое время легенда Moderna Понтус Хультен,
коллекционер и директор музея (1960-1973), первым в Европе пригласил к
себе Энди Уорхола с киноретроспективой. При сегодняшнем директоре Ларсе
Ниттве (до этого работавшем в лондонской Tate Modern) музей не брезгует
концертами артистов вроде Liquid Architecture и Джей Джей Йоханссона и
перформансами всех мастей.
| |